Likerka Loft: история кирпичной территории

Все туляки, да и гости города знают комплекс красивых кирпичных зданий на проспекте Ленина и памятник Льву Толстому напротив, соединенные в местном фольклоре шуткой: мол, граф спешит за водкой.

Действительно, речь о бывшем тульском ликероводочном заводе, «Ликёрке», а если точнее, о казённых винных складах – масштабной постройке царских времён.

Винтаж от Витте

Эти здания появились в Туле в 1903 году как результат очередной — четвёртой со времён Ивана Великого — попытки ввести в России государственную винную монополию. Важно, что под «вином» в этом случае подразумевалась только водка: термин «хлебное вино» был известен со второй половины XVII века как наиболее общий для её обозначения.

В 1895 году по инициативе министра финансов Сергея Витте было принято решение: производить высокоградусный алкоголь и торговать им могли только казенные предприятия. Государство, в свою очередь, брало на себя обязательство продавать чистый напиток, то есть смесь ректификованного спирта с водой практически без естественных примесей — эфиров, альдегидов и сивушного масла (их наличием в алкоголе грешили частные производители, даже всемирно известные). В результате, при участии Дмитрия Менделеева, были созданы технологии получения водки, фактически без изменений дошедшие до наших дней. Полученный напиток стал называться «казённым вином».

Помимо улучшения качества крепкого алкоголя, реформа имела другие цели: во-первых, фискальную — добиться увеличения доходов казны, во-вторых, нравственную — повысить культуру потребления спиртного. Продажа «вина» из казенных лавок велась только навынос, что должно было сократить число заведений трактирного типа. В качестве замены питейных мест как площадок для общения предполагалось устраивать чайные, столовые и читальни.

Храниться горячительное должно было только на государственных складах. Однако на деле функции этих заведений были расширены: здесь открывали очистные отделения и производили сами спиртные напитки. То есть, по сути, винные склады были ликёроводочными заводами.

В рамках реформы Сергея Витте был разработан типовой проект государственного винного склада. И в начале ХХ века практически одновременно они стали открываться по всей стране. На старых и современных снимках отчетливо заметно сходство таких зданий в разных городах: Туле, Ряжске, Царицыне, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Ярославле, Калуге, Тамбове, Воронеже, Саратове и других.

На винных складах было много работников – до нескольких сотен человек. Открытие такого предприятия становилось важным событием, о котором писали газеты. Количество этих складов было невелико даже в столице. Петербургское издание «Новости дня» сообщало 24 июля 1901 года: «Вчера состоялось освящение казенного винного склад №3 на Лесной улице. В зале, где происходит разливка вина в посуду, убранной по потолку гирляндами зелени и флагами, совершено было молебствие в присутствии управляющего акцизными сборами д.с.с. Александрова, чинов акцизного ведомства, представителей печати и всех семисот рабочих склада. Все женщины служащие на складе были очень мило одеты в одноформенные синеватого цвета платья с белыми кантами… во время вчерашнего завтрака, по случаю освящения казенного винного склада, подавалось новое казенное вино. В обществе циркулировали слухи, что казенная водка — дурной очистки, отзывается сивухой, неприятна на вкус. В действительности казенная водка очень приятна и легка на вкус, хорошей очистки. Лишь вначале она почему-то дает сладковатый привкус, но этот вкус сейчас же исчезает».

От спирта до «стайла»

Питейная монополия просуществовала до августа 1914 года, когда правительство издало указ о приостановлении продажи вина на период войны и о сосредоточении всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей.  Само же производство на складах прекратилось в 1917 г.

В советское время восстановленная тульская спиртовая отрасль формировала более трети местного бюджета. Она смогла выстоять даже в годы действия антиалкогольной кампании, хотя значительно откатилась назад. В первой половине 1990-х годов наследник дореволюционного склада, предприятие «Туласпирт» вновь становится одним из основных налогоплательщиков региона, стремительно наращивает темпы производства (по 15% в год) и повышает качество продукции. Тульский спирт, водку и ликероводочные изделия, словно из рога изобилия осыпают медалями и грамотами на российских и международных выставках.

Однако в 1996 году предприятие неожиданно для всех сдает позиции. За два последующих года производство снизилось в два раза. Общая сумма недоимок составила 300 млн. рублей. Дело шло к тому, что процветающее некогда АО, контрольный пакет акций которого находился в руках государства, окажется на грани банкротства.

Оставив за скобками тогдашние коммерческие и политические перипетии, резюмируем — банкротство случилось. Имущество богатейшего предприятия было распродано.

Возник вопрос, что делать со зданиями?  Он довольно долго оставался открытым. И только в конце двухтысячных появилась прекрасная идея – превратить это место в культурно-торгово-развлекательный центр. А уже в начале 2012 года в Туле на базе бывшего завода открылся life-style центр Likerka Loft («Ликерка Лофт»).

Шопинг на фоне уюта

Новый формат торговли life-style (лайф-стайл-центр) появился в США в 1980-х годах, когда обычные торговые центры потребителям наскучили, и на горизонте девелоперов чернели тучи  кризиса. Пришлось искать оригинальные способы привлечения покупателей.

Концепция, которая возникла в итоге, заключается в том, что люди приходят в торговые точки не только за покупками, но и для того, чтобы приятно провести время, получить удовольствие от развлечений. Им продаются не столько бренды, сколько стиль жизни.

Архитектура первых life-style-центров имитировала городские локации, создавая версию «идеального города в городе». Ее целью было формирование особой атмосферы: уютных улочек, наполненных приятными магазинами, ресторанчиками, кафе, местами для прогулок и отдыха. Соотношение торговых и досуговых зон в таких проектах могло достигать 55 на 45%. Основной массив парковки находится вне пределов прогулочных улиц, «на задворках».

На международном рынке этот формат быстро стал популярным. В Европе одним из самых интересных примеров удачной реконструкции производственных объектов в духе life-style стал проект Regent Quarter — комплекс многофункционального назначения в Лондоне. Расположенный напротив крупнейшего транспортного узла, вокзала Кингс-Кросс, он включает в себя отреставрированные здания разных исторических эпох и новые строения. Здесь размещаются офисы различных размеров — от рабочих студий с видом во двор до внушительных штаб-квартир, занимающих здания целиком, а также различные магазины, бутики и рестораны.

Другой интересный, уже российский, образец жанра – арт-кластер Московский Винзавод, комплекс промышленных построек (винтажные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в районе Сыромятников, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Курская». Общая его площадь — 20 тыс. кв. м. В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» располагаются три крупных выставочных зала, галереи, дизайн-студии, мастерские художников, концептуальный магазин, школа стилистов, арт-кафе, книжный магазин. Проектом предусмотрена также открытая площадка для проведения концертов, фестивалей и презентаций.

Формат – лайф, стиль – лофт

В случае с тульской «Ликёркой» при выборе формата и стиля преображения «казенных складов», учитывалась специфика места и вкусы тех, кто мог бы стать постоянным посетителем комплекса.

В результате проект, разработанный компанией Blank Architects, предусмотрел сохранение фасадов ликероводочного завода и полную реконструкцию территории предприятия под торгово-развлекательный центр в актуальном стиле лофт.

Лофт-стиль — это дизайнерское решение, которое родилось опять же в США. Loft в переводе означает «чердак», в Америке так называют еще и верхний этаж торгового помещения или склада. Особенность «лофта»  — соседство современной фактуры, например, стекла и стали, с имеющимся в наличии или спасенным материалом — восстановленными досками пола или голой кирпичной стеной.

Корни этого стиля — в фабричных районах Манхэттена 40-х годов прошлого века. Из-за стремительного повышения цен на аренду земли в центре города, промышленные предприятия были вынуждены перенести производства в пригороды. Пустующие здания продавались за гроши, чем и воспользовалась нью-йоркская богема. В таких помещениях молодые художники и музыканты проводили выставки, творили и обживали огромные открытые пространства с присущим им творческим подходом. Позже эти квартиры стали очень популярны и значительно поднялись в цене из-за удобного и элитного месторасположения и особого урбанистического шарма.

Пройдя путь от мастерской до стильного помещения, лофты оказались на пике моды к 1950-м годам. Именно здесь сосредотачивалась артистическая жизнь Нью-Йорка. Хрестоматийный пример — «фабрика» Энди Уорхола, с 1962 по 1968 годы располагавшаяся в Манхэттене.

К чему пришли?

Сегодня торгово-деловой комплекс Likerka Loft – это творческий квартал в самом центре Тулы, где  можно комфортно работать, приятно покупать и, главное, очень интересно отдыхать всей семьей. Фактически, это новый формат городской среды, где у каждого кафе, бара, ресторана, магазина, салона и даже частного музея, есть своя волшебная «изюминка» и преданная аудитория. В итоге «Ликёрка» — одно из самых модных мест Тулы.

Оказываясь здесь, вы словно проходите сквозь тайный портал и попадаете на площадку, где встречаются вальяжно мудрый Восток и дышащий переменами Запад, впитывая и реализуя лучшие идеи по организации творческого досуга.

Именно здесь вы увидите памятник лесковскому Левше, который побеждает вставшую на дыбы Киберблоху (автор идеи Игорь Золотов, скульптор Юрий Шурупов), портрет Льва Толстого на полосатой фабричной трубе и Вячеслава Невинного на стене одного из корпусов. Другими словами, «Ликёрка» – еще и очень фотоёмкая площадка. Временами кажется, что фотографов здесь больше, чем сотрудников в местных офисах.

Здания Likёrka Loft образуют внутренний двор с обустроенной зоной развлечений для детей, создающий ощущение защищенности, несмотря на то, что находится в самом центре города. Путешественникам, помимо разнообразных ресторанов, товаров и услуг, творческий квартал готов предложить обучающие программы для всей семьи.

Комплекс – обязательная площадка на карте городских праздников, фестивалей и гуляний. А по будням, тёплыми вечерами, через открытые окна одного из корпусов вы можете услышать, как на «Ликёрке» репетирует инновационный тульский театр.

Самое время присесть на удобную лавочку или за столик в одном из местных кафе и признать – идеи министра Витте победили, и бывшие винные склады в Туле всё-таки превратились в территорию высокой культуры потребления.